Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

22:59
Москва
10 августа ‘22, Среда

Лев Гордон: Эра «креативной экономики» наступила. Ищите союзников

Опубликовано

Лев Гордон
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Лев Гордон: Эра «креативной экономики» наступила. Ищите союзников

В ноябре-декабре 2021 года более 10 городов по всей России стали участниками Метафорума «Креативные города».

Это первый подобный проект, объединивший в живом общении экспертов, творцов, бизнес и власть, а также участников из более 100 городов. Форум, организованный Национальной инициативой «Живые города» и партнерами для решения задач креативного сообщества и целых городов,  «подсветил» проблемы и показал прорывные решения. Об этом мы поговорили со Львом Гордоном, сооснователем «Живых городов», научным редактором книги «Счастливый город», экспертом в проектах Фонда развития моногородов, Минстроя РФ, АСИ, Госдумы РФ, МШУ СКОЛКОВО, РАНХиГС, Общественной палаты РФ и Правительства Москвы.

Лев, порой сложно преодолевать отрицание того, что творческие индустрии - реальный сектор экономики и могут быть драйвером развития. Как поменять это отношение?

Вы знаете, это как сезоны - даже если в марте еще лежит снег и только на опушках пробиваются первые подснежники, мы знаем, что весна неизбежно придет. Это только вопрос времени.

Думаю, это наблюдение особенно актуально для небольших городов, созданных вокруг промышленных или ресурсодобывающих индустрий в XIX и в XX веках. Насколько сопоставимы по масштабу, например, шахта в Кузбассе или завод федерального значения и творческая группа художников, музыкантов, дизайнеров? На бытовом уровне - совершенно несопоставимы. Да, так и было в прошлом тысячелетии, в индустриальную эпоху, но ситуация меняется и меняется кардинально.

Сегодня компании, работающие с информацией, знаниями и впечатлениями могут стоить больше и иметь больший потенциал роста, чем компании из сферы производства и ресурсодобычи. Сложно поверить сначала, верно? - но это факт. Сегодня 7 из 10 крупнейших компаний мира представляют именно креативную экономику.

Что же такое  «креативная экономика» и  «креативные индустрии»?

Креативная экономика – быстрорастущая сфера мировой экономики, опирающаяся на творческие способности человека и ведущая к быстрому созданию новых продуктов, доходов, рабочих мест и экспорта, поскольку менее привязана к материальным ресурсам. По оценкам ООН, она составляет до 8% ВВП в развитых странах.

Понятие «креативные индустрии» зародилось в конце XX века в Великобритании, фактически выделившись из «культурных индустрий».

Креативные индустрии — виды деятельности, значимая часть добавленной стоимости в которых формируется за счет творческой и интеллектуальной деятельности.

По определению экспертов АСИ, СКК, РАНХиГС и Агентства творческих индустрий «Творческие (креативные) индустрии - сферы деятельности, в которых компании, организации и предприниматели в процессе творческой и культурной активности, распоряжения интеллектуальной собственностью производят товары и услуги, обладающие экономической ценностью, обеспечивая формирование гармонично развитой личности и рост качества жизни общества».

В Великобритании и по классификации ЮНЕСКО их 13: реклама, архитектура, ремесла, дизайн, мода, кино, музыка, исполнительское искусство, издательское дело, программное обеспечение, телерадиовещание, рынок искусства и антиквариата. В докладе АСИ про развитие креативной экономики - около 30 сфер, среди них - 13 вышеперечисленных, а также НИОКР, инженерия, образование, туризм, мультимедиа и другие.

В реальности идет проникновение творческой деятельности во все сферы жизни - и мы видим XXI век эпохой, где экономический и социальный прогресс опирается на осознанную реализацию творческого потенциала и талантов каждого человека.

В России есть целый ряд мер поддержки креативных индустрий разного уровня: от грантов до возможностей, которые дают национальные проекты. О каких мерах поддержки важно еще знать?

Поддержка креативного предпринимательства предусмотрена в проекте «Придумано в России», который планируется включить в разрабатываемую по поручению Михаила Мишустина «Стратегию социально-экономического развития РФ». Этот проект включает целый ряд инфраструктурных направлений, создание школ креативных индустрий, творческих лабораторий, центров прототипирования и арт-резиденций в регионах России.

Правительство также готовит изменения в законодательство, чтобы расширить инвестиционную поддержку креативным предпринимателям, предоставлять кредиты, по которым в качестве обеспечения банки могли бы принимать интеллектуальные права.

Многие города и регионы сейчас также ведут разработку стратегий развития креативных индустрий, включая различные меры поддержки креативных предпринимателей.

Если взглянуть на материалы исследований АСИ, ВШЭ или ЦСР (Центр стратегических разработок) по развитию КИ в российских регионах, то заметно, насколько оно неравномерно. Почему так? Казалось бы, возможности у всех примерно одинаковые.  

Согласно исследованиям, творческая активность в больших городах в 3 раза выше, чем в небольших. В Москве и Санкт-Петербурге сосредоточены почти 40% организаций креативного сектора. При этом яркие творческие проекты видны и в небольших городах.

Например, Коломна успешно работает с нематериальным культурным наследием и местной идентичностью, Кострома развивает дореволюционные традиции ювелирного дела, Краснодар — дизайн, Ижевск - ИТ и НИОКР, предметный дизайн и этно-культуру, Ханты-Мансийск — телерадиовещание, мультимедиа и ремесла, а Нальчик и Якутск стали колыбелями новых ярких киноколлективов.

Важные процессы в 2021 году были запущены во многих регионах благодаря программе АСИ по развитию инфраструктуры для креативной экономики RurbanCreativeLab. Мой родной Ижевск и Удмуртия, например, в марте 2021 г. вошли в топ-10 регионов и получили методологическую, GR и PR поддержку от АСИ, а в декабре прошли в следующий этап вместе со Свердловской, Тюменской, Самарской и Новгородской областями и все проекты получат полный пакет поддержки от АСИ, в том числе по выходу на международные рынки.

Вместе с партнерами - включая РАНХиГС и Союз креативных кластеров - мы сейчас работаем над созданием Сетевого Креативного кластера - масштабного проекта, получившего высокую оценку экспертов АСИ и ДОМ.РФ. Его цель - охватить все 1117 городов страны, соединяя креативные пространства и проекты, творцов и созидателей. Мы разрабатываем и апробируем модель и технологии развития креативной экономики в городе, основанную на активации и капитализации творческого потенциала человека. Прорабатываем модель раскрытия множественных потенциалов «х兀». Сверхзадача - помочь каждому городу, каждому человеку реализовать свой творческий потенциал.

В Ижевске как пилотном городе Сетевого Креативного кластера мы формируем каркас инфраструктуры для развития креативной экономики, куда входят сеть креативных пространств и целый Креативный квартал, городской Центр креативных решений, представительство цифрового IP-банка (для защиты интеллектуальной собственности), Креативный колледж, Школа креативных индустрий и Школа креативных предпринимателей, Центр творчества и этнофутуризма «Внутренняя Удмуртия», Центр Межкультурных коммуникаций, Центр дизайна «Пушкин-Лофт» и многое другое.

Как конкретные регионы или города формируют креативную среду? Как креативное сообщество может поднять региональную экономику?

Рекомендую 4 шага.

Первое, собрать ядерную группу из 3-5 человек, кто действительно горит этой идеей и готов двигать ее при любых обстоятельствах, и выработать общее намерение.

Второе, выявить порядка 100 ключевых игроков, лидеров проектов в этой сфере в вашем городе.

Третье, провести активирующее мероприятие, познакомиться и совместно с этими игроками выработать общий образ будущего и стратегию его достижения, взять ответственность за её реализацию и начать действовать.

Четвертое, активно включайтесь во все виды коммуникаций и кооперации, налаживайте сотрудничество внутри города и с другими городами в России и мире.

Поддержку этих процессов в каждом городе и призван обеспечить Сетевой Креативный кластер. Пишите - поможем.

Зачастую развитие «креативных индустрий» натыкается не только на острую нехватку ресурсов, но и непонимание общества, потребителей этих индустрий в российских регионах.  Что с этим делать?

Отвечу кратко: если вы горите своим делом, умеете объединяться, выходите для кооперации за пределы своего проекта, города, региона и остаетесь верны своей жизненной цели - нет препятствий, которые нельзя преодолеть. Ищите союзников. Учитесь говорить на языке другого человека - мэра, губернатора, инвестора, партнера - учитесь проявлять общие интересы и формировать общее намерение. Создайте круг поддержки. Жизнь хочет, чтобы у вас все получилось. Помогите ей. Как говорят, «у Бога нет рук, кроме наших». Уверенно идите к цели. В любую погоду.

Назовите Ваш личный топ-5 креативных городов России (исключая Москву и Питер).

Якутск, Коломна, Ижевск, Екатеринбург, Владивосток… и Ульяновск, и Нижний Новгород, и Зверево, и Ярославль, и Сургут. И их гораздо больше! Размер не имеет значения.

Насколько городская идентичность важна для креативного сообщества?

Кратко - очень важна в ряде отраслей в совершенно прикладном смысле. Ремесла, искусства, гастрономия. Также, сегодня проявление локального культурного кода ведет к повышению привлекательности города, росту лояльности среди жителей и «поклонников». И, что важно, проявление идентичности возможно в любом городе. Старом или молодом. Подробнее мы будем это обсуждать и рассматривать кейсы и технологии в январе на Метафоруме «Креативные города». Скажу так: живой город, как и живой человек, всегда осознает и проживает свою идентичность. И это дает ему силу.

О деньгах и инвестициях в КИ. Насколько это ресурсоёмкое дело? Что это за инвестиции? Могут ли быть государственные инвестиции?

Также отвечу кратко: все крупнейшие компании в сфере креативной экономики не получали никакой поддержки от государства. Она приятна и ценна, но я бы настраивал всех, кто реально хочет быть лидером на совершенно иной уровень амбиций - создавать такой продукт, такие решения, чтобы не вы стояли в очереди за грантом, а чтобы инвесторы со всей страны и всего мира выстроились в очередь к вам.

Автор: Дмитрий Уваров

 

 

Реклама

Мы рекомендуем
Индийские компании, покупающие российский уголь, начали отказываться от доллара в расчетах, чтобы снизить риски попадания под санкции США.
10.08.2022, 22:52
Банк России ответил на идею блокировать переводы свыше 10 тысяч рублей.
10.08.2022, 22:33
Реклама